Всем привет. Читаю сейчас книжку "The Comic Toolbox" (By John Vorhaus). Меня зацепила глава о том, как писать сценарии скетчей. Далее в статье приведу мой вольный пересказ главы из книги.
Что делать по-шагам:
1. Создайте комедийного персонажа. То есть, персонажа с явно выраженной странностью/необычностью.
2. Добавьте "противоположность" этому персонажу. То есть 2го персонажа или обстоятельства, которые будут максимально несоответствовать нашему герою. Чтобы странность/особенность нашего комического персонажа проявилась на этом фоне наиболее ярко.
3. Добавьте условие, почему персонаж не может просто уйти из ситуации. Что его в ней держит.
4. Спровоцируйте конфликт. Пусть персонаж начнет взаимодействовать со своей противоположностью. Причем не просто взаимодействовать, а ситуация должна накаляться. 5. Повысьте ставки Добавьте обстоятельство, из-за которого конфликт должен разгореться еще сильнее.
6. Ужесточите границы/обстоятельства. Чтобы герой должен был во что бы то ни стало решить ситуацию и на действия и принятие решения остались считанные секунды. Например, вот-вот приедет полиция.
7. Накалите ситуацию до эмоционального пика.
8. Объявите победителя. Герой либо решил ситуацию и выиграл, либо он проиграл (оппоненту или обстоятельствам).
9. Сдвиньте рамку всей случившейся сцены. Добавьте новое обстоятельство, которое заставит нас по-иному посмотреть на всю произошедшую ситуацию.
И сразу по советам Джона попробуем создать скелет скетча. Опишем его словами (без детального прописывания сценария с диалогами, описаниями обстановки и т.п.)
1. Пусть персонаж будет "Женщина, которая получила уже 5 образований, но продожает поиски себя". Марина.
2. Пусть противоположный персонаж будет такая прямолинейная полноватая женщина, у которой трое детей и небольшая совместная с мужем бухгалтерская фирма. Она очень приземленная и конкретная. Катя.
3. Пусть обстоятельством, вынуждающим их к взаимодействию будет то, что они сестры. И Катя пришла к Марине и просит стать крестной для ее ребенка.
4. Марина не может стать крестной, потому что увлеклась восточной философией и подумывает принять буддизм. Катя настаивает, потому что они с мужем уже все решили. И больше близких родственников в городе нету.
5. Катя ставит условие, что если Марина не начнет жить как нормальные люди (ходить на работу, ходить в церковь), то она ее выселит из квартиры, которая по документам принадлежит ей. Марина в свою очередь объявляет, что если Катя так сделает, то они больше не сестры. И что если Катя так сделает, то Марина напишет заявление в налоговую и попросит устроить проверку бизнеса Кати (там не все чисто с бухгалтерией).
6. Кате звонят из церкви и просят, чтобы будущая крестная уже вечером подошла на собеседование.
7. Катя хватает сестру за волосы и тащит в церковь.
8. Марина вспоминает, что в ее гороскопе было написано, что сегодня время решительных перемен. И решает, что хватит уже экспериментов и соглашается стать крестной и даже просит устроить ее на работу.
9. Катя соглашается устроить Марину на работу, потому что одно из образований Марины как раз бухгалтерское. А Кате как раз нужен человек, кто может ее подменить, пока она полетит в Гоа помедитировать и переосмыслить свою жизнь. И только ради этого она и устроила всю эту ситуацию.
Получилось что-то похожее на сценарий сериала телеканала "Россия 2". Не комедийно... Но сюжет при этом есть и он действительно заставляет персонажей двигаться и жить внутри истории.
Ок. Получив этот опыт я понял, что видимо мой персонаж был не достаточно комедийным.
И пошел дальше.
Я решил все же пойти от забавной ситуации. Сначала найти ситуацию, которая могла бы быть забавной/абсурдной (но при этом связанной с реальностью). И затем уже подумать, какие персонажи и как могут в ней взаимодействовать.
Залез в свой блокнотик юмористических идей. И нашел там подходящую для скетча идею. Я как-то увидел на мосту, куда молодожены вешают замки, замок с надписью "Вместе навсегда". И эта надпись мне показалась довольно жуткой.
Мой аутлайн скетча получился таким:
--
Жених, невеста, ее мама, ведущий вешают замок на мост.
На замке надпись "Марина + Коля = Любовь"
Потом невеста предлагает повесить еще один замок, там надпись "Вместе навсегда". Жених соглашается.
Невеста достает по-очереди новые замки. Жених каждый раз пытается возражать, но его убеждают, что это традиция.
На замках надписи:
- Мы будем вместе даже когда наступят климакс и импотенция - Только смерть может нас разлучить - И на том свете мы тоже будем вместе - Если кто-то из нас изменит, пусть он умрет первым - Если кто-то из нас станет инвалидом, второй будет ухаживать за ним до конца дней
Ведущий говорит: "И теперь мы должны на вашем лице вытатуировать имя невесты".
Следующий кадр жених убегает.
Невеста, поворачиваясь к маме с папой с фразой: "Бля..ь, а что не так?"
Отец и мать, пожимают плечами, у отца на лице татуировка "Елена".
--
Так получилось вполне по структуре Джона Ворхауса.
Есть персонаж - странная невеста, чересчур стремящаяся всегда быть вместе с будущим мужем; - есть противоположный персонаж - нормальный, адекватный жених; - есть условие, почему они вместе и не могут просто пойти каждый по своим делам - у них свадьба, все оплачено и гости ждут, что все пройдет по плану; - есть конфликт - невеста достает замки, где все более и более жесткие надписи, а жених сопротивляется; - конфликт накаляется, потому что требования по поводу "быть вместе" все возрастают и возрастают; - эмоциональный пик наступает в момент предложения сделать татуировку; - разрешение ситуации (объявление победителя) - жених сбегает, невеста проиграла; - изменение рамки - это не невеста неадекватная, а просто в ее семье так принято.
Надеюсь, кому-то будет эта статья полезной. Пользуйтесь. На мой вкус, получился достаточно классный материал.
Но, я так понимаю, не все скетчи построены по данному принципу. И что самое интересное, именно они больше всего привлекают зрителей. Хотя... Не буду говорить за всех) Привлекают меня)
Да, не все. Это один из вариантов структуры, который позволяет действию в сценке продвигаться вперед. То есть, если даже сами репризы будут средненькими, все равно будет интересно следить за развитием ситуации. Зрителю становится интересно узнать, чем закончится ситуация.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Привет!) Спасибо!!)) Да прибудет с тобой сила!!!)))
Благодарю за отрывок и примеры ! Узнал из какой-то статьи об этой книге, поискал, нашел только на английском.
Интересно.Спасибо!
Но, я так понимаю, не все скетчи построены по данному принципу. И что самое интересное, именно они больше всего привлекают зрителей. Хотя... Не буду говорить за всех) Привлекают меня)
Да, не все. Это один из вариантов структуры, который позволяет действию в сценке продвигаться вперед. То есть, если даже сами репризы будут средненькими, все равно будет интересно следить за развитием ситуации. Зрителю становится интересно узнать, чем закончится ситуация.